Автор: Андрей Александров
Историю S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
можно, пожалуй, и не рассказывать — все давно и так знают.
Анонсированная в самом начале века, эта игра практически сразу же стала
самым ожидаемым отечественным экшеном. Еще бы — разве можно было пройти
мимо обещаний потрясающего мира, сочетающего в себе Чернобыльскую
катастрофу со всем ее загадками и легендарную повесть братьев Стругацких «Пикник
на обочине»? Пройти мимо мира, где «Зона» располагалась прямо на
подступах к трагично известной электростанции, а исследовали ее сотни
сталкеров, отчаянных одиночек, отправлявшихся в опасное путешествие за
аномальными артефактами?
Нет, конечно же, нельзя. Игра интриговала настолько, что о ней никто не забыл даже сегодня, спустя четыре долгих года.
Тень «старого» игропрома
 |
Сталкерам
не чуждо ничто человеческое — например, сейчас, после долгой
перестрелки, один сел побренчать на гитаре, а другой лег умирать от
тяжелой раны. |
Многие, впрочем, не забыли и про другие обещания GSC Game World — сделать эдакий «Чернобыльский Fallout»,
игру с открытым миром, в котором вместе с главным героем существовали
бы десятки «компьютерных» сталкеров-конкурентов, абсолютно свободных и
преследующих собственные цели. Игру, где был бы свободный сюжет,
развитие которого зависит как от наших действий, так и от множества
других факторов. Игру, наконец, технологически совершенную настолько,
что от зависти удавятся даже разработчики самых современных западных
движков.
Увы, но этого не случилось. S.T.A.L.K.E.R. — это
эдакая тень нашей «старой» игровой индустрии, пытавшейся доказать всем
и вся, что «мы ведь круче», и рождавшей в итоге монструозные прожекты.
Некоторые из них оказались пустышками, как бурутовский Kreed, другие, вроде недавней «Второй мировой»,
вышли и теперь поражают людей в первую очередь фантастически долгими
сроками разработки (пять лет! ЦЕЛЫХ пять лет!!!). S.T.A.L.K.E.R. ждала
немного иная судьба — в определенный момент кто-то (скорее всего — THQ,
западный издатель игры) понял свою ошибку и игру начали натурально
резать по живому. Результаты этой «операции» встречаются почти на
каждом шагу. Из игры выкинули возможность ездить на технике — однако
оставили сравнительно большие карты, путешествие по которым временами
утомляет. «Убили» концепцию открытого геймплея, заменив на вполне себе
обычный сторилайн — но мир тем не менее все равно старается «жить», то
и дело поражая нас совершенно неожиданными ситуациями.
И здесь
главная ошибка, которую может совершить игрок: это слишком сильно
обозлиться на невыполненные обещания. Да, S.T.A.L.K.E.R. лишился очень
уж многого — но это все равно не помешало ему оказаться очень сильной и
увлекательной игрой.
Чернобыльский мальчик
Главный плюс
игры — это, конечно же, «чернобыльско-сталкерская» тема, которая здесь
отработана на твердую пятерку. S.T.A.L.K.E.R. приковывает своим миром —
интересным, необычным и очень атмосферным. События с самого начала
развиваются очень стремительно — поэтому в первые часы игры чувствуешь
себя немножко ошарашено. «Зона» поражает практически всем — и своим
«советским» колоритом, и заброшенностью, и, конечно же, уникальным
устройством, необычными и поначалу непривычными законами. По сюжету
игры к началу следующего десятилетия радиация все-таки сделала свое
черное дело — и территория вокруг Чернобыльской АЭС превратилась в
настоящий клочок хаоса. Опасная, заселенная мутантами и нашпигованная
разными аномалиями, она в то же самое время привлекает к себе многих —
в первую очередь благодаря разнообразным артефактам, которые, по
слухам, могут произвести настоящий переворот в науке. Сталкеры, как и
написано у Стругацких, это отчаянные смельчаки, вытаскивающие из зоны
артефакты и выставляющие их на продажу. Быт сталкеров суров и жесток —
они часто враждуют между собой и не чураются даже такой дикой вещи, как
гладиаторские бои на аренах. Впрочем, анархистами они кажутся только на
первый взгляд — есть две организации, «Долг» и «Свобода», каждая из
которых руководствуется своей четкой идеологией. Разумеется, в процессе
прохождения игроку представится возможность примкнуть к одной из них.
|
А вот так выглядит попадание в аномалию. Еще пара шагов — и будет очень плохо. |
Сталкеры
не единственные, кто обитает в зоне. Другая сторона — это бандиты. В
принципе, они мало чем отличаются от сталкеров — такие же авантюристы,
пришедшие сюда за легкими деньгами. Только методы у них немножко другие
— если сталкеры стараются зарабатывать своими руками, то бандиты
предпочитают отбирать у других. Не обошлось и без военных — эти
стремятся взять ситуацию под свой контроль, охотясь и за сталкерами, и
за бандитами. Последняя же «сторона» — это сама зона, со своими дикими
и очень опасными обитателями.
Сюжет вызывает исключительно
положительные эмоции. Отказ от открытого геймплея не привел к
линейности. Местная история — это замысловатое переплетение сразу
нескольких веток, которые развиваются параллельно. Главный герой по
кличке Меченый совсем недавно больно звезданулся головой и потерял всю
свою память за исключением одной навязчивой идеи — найти некоего
Стрелка и, наверное, прибить его. Параллельно приходится поработать и
на торговца, который спас Меченого, — причем первые его задания,
абсолютно безобидные и несерьезные, быстро перерастают в отчаянную и
увлекательную авантюру. Сюда же можно добавить «Долг» со «Свободой»,
которые рады «поэксплуатировать» нашего героя, несколько «локальных»
квестовых веток и море дополнительных заданий. Финал, к которому мы
придем, тоже хорош — разработчики заготовили аж семь вариантов
концовок, одна краше другой.
Отметим, что разнообразие сюжета не
мешает его качеству. События здесь развиваются очень стремительно — и
это держит в напряжении, не дает устать от игры. При этом история
непредсказуема, она интригует и вызывает логичное желание посмотреть
«что же там дальше?». Не будем раскрывать даже самые мелкие подробности
— скажем лишь, что своим нынешним видом «Зона» обязана не только
катастрофе на Чернобыльской АЭС, но и дальнейшим проделкам людей.
 |
Некоторые мутанты, похоже, совсем недавно были обычными людьми. |
На
неплохом уровне находится и геймплей. Да, фанаты «ролевки» будут
разочарованы — здесь нет ни системы развития персонажа, ни сложных,
разветвленных диалогов. Зато для любителей пострелять — самое то.
Схватки в S.T.A.L.K.E.R. динамичны, сложны и увлекательны. Главная
проблема — некоторая «слабость» игрока. Оружия, боеприпасов и аптечек
мало, а противный параметр «выносливость» готов в самый неудачный
момент лишить героя возможности бега или даже вообще заставить
остановиться на месте на несколько минут. Врагов почти всегда много, и
убиваются они с трудом — искусственный интеллект неплохо «понимает»
карту, умеет прятаться и старается действовать в группе. К счастью,
многие задания приходится выполнять вместе с союзниками, которые с
радостью возьмут на себя роль пушечного мяса. Но вот когда остаешься
один — становится реально сложно.
Превосходно у разработчиков
получились и horror-элементы. «Зона» регулярно преподносит сюрпризы —
новые необычные аномалии, разнообразных монстров, обезображенные
ландшафты. Несколько раз приходится спуститься под землю, в недра
разнообразных комплексов и лабораторий — и там начинается самый
натуральный кошмар.
А вот графика совсем не поражает — движок
выглядит очень красиво, но это уже давно не последнее слово
компьютерных технологий. Отметить хочется разве что работу дизайнеров и
художников — нарисовано все приятно, со вкусом. Другой плюс —
S.T.A.L.K.E.R. отлично идет на сравнительно слабых компьютерах, не
тормозя и выдавая при этом отличную картинку.
* * *
В
итоге расстраиваешься только одному — тому, что игра рождалась так
долго. S.T.A.L.K.E.R. удивительно хорош и по праву может называться
одним из лучших экшенов 2007 года. Но все это можно было выпустить в
старом добром 2005-м, рассчитай разработчики свои силы сразу, — и тогда
это натурально была бы игра года.
Рейтинг: 4/5